Медведев разыграл строительную карту

Опубликовано: 21 августа 2012 г.
Медведев разыграл строительную карту

Чтобы стимулировать строительство доступного жилья, правительство готово смягчить «предварительную цензуру» девелоперских проектов. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на стройку, к 2018 году сократится с 51 до 11, а бумажная волокита займет 56 дней вместо 423. В ряде случаев получить добро властей предприниматели смогут в уведомительном порядке. Эти меры прописаны в строительной «дорожной карте», которую наконец принял премьер Дмитрий Медведев.

Этот документ переделывался неоднократно. После чиновничьей доработки из нововведений, предложенных участниками рынка под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ), осталось не более 40%. В конце июля премьер-министр велел АСИ еще раз перекроить «карту» вместе с правительством, чтобы она устраивала бизнес «хотя бы на 80%». На доработку были даны две недели.

В четверг, 16 августа, глава правительства утвердил план мероприятий, направленных на «улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (см. распоряжение №1487-р, есть в распоряжении РБК daily). Этот строительный пакет стал четвертым в списке утвержденных «дорожных карт». До этого Медведев подписал указания к действию в сфере энергетики, экспорта и таможни. Всего Белый дом должен принять 22 «карты», которые разрабатываются под эгидой АСИ.

Разыграв строительную карту, чиновники надеются упростить и усовершенствовать свою работу на всех стадиях девелоперского проекта. Это позволит России войти в топ-20 рейтинга Doing Business. Сегодня, по версии Всемирного банка, наша страна занимает 178-ю строчку этой таблицы.

В частности, правительство обязало профильные ведомства сократить с 51 до 11 количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство. Бумажная волокита должна занимать всего 56 дней вместо сегодняшних 423. Для реализации этих положений федеральные чиновники к сентябрю должны внести на утверждение правительства исчерпывающий перечень согласовательных процедур, строительных норм и техрегламентов.

В октябре Минрегион при участии ФАС должен подготовить закон, предусматривающий «уведомительный порядок начала строительства», возможный при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на землю, граддокументации и положительного заключения госэкспертизы. Приступить к строительству девелопер сможет через 30 дней после рассылки в госорганы соответствующих документов. Именно это предложение «дорожной карты» является наиболее новаторским, считает Леонид Казинец — председатель совета директоров корпорации «Баркли» и руководитель «девелоперской» рабочей группы при АСИ.

Оптимизация отношений чиновников с застройщиками — не единственная мера «дорожной карты», призванная стимулировать развитие стройкомплекса России. Предложения АСИ регламентируют также сроки формирования земельных участков и разработки граддокументации. Так, к 2015 году местные власти должны подготовить планировку территорий всех городских округов и поселений, а к 2014 году — соответствующие правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В течение месяца в Белый дом должен поступить законопроект, обязывающий органы местного самоуправления принимать решение о разработке проекта планировки земельных участков на основании заявления их правообладателей.

Упростить жизнь застройщикам призвана еще одна радикальная мера. По мнению разработчиков «дорожной карты», депутаты Госдумы должны отменить деление земель на категории (сельхозугодья, земли поселений, промышленности и пр.). В октябре Минрегион и Минэкономразвития должны убедить парламентариев принять соответствующий законопроект №50654-6.

«Одобренные положения выглядят воистину революционно, — говорит руководитель направления технического аудита группы «НЭО Центр» Алексей Медников. — Они в разы снизят бюрократию в строительной сфере и сделают эту отрасль более привлекательной для широкого круга инвесторов».

Сегодня на согласование разрешительной документации тратится три года и более 20 млн «легальных» рублей, отмечает президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин. По его словам, наличие четких и грамотно проработанных документов территориального планирования позволит компаниям планировать свою работу, загрузку, а также участие в тендерах и аукционах. А это позволит увеличить объемы строительства и конкуренцию между девелоперами, добавляет Леонид Казинец.

Необходимость «дорожной карты» очевидна, а эффективность ее реализации будет зависеть от подготовки конкретных документов, разработка которых предусматривается распоряжением Дмитрия Медведева, добавляет первый вице-президент ГК «ПИК» и участник рабочей группы АСИ Артем Эйрамджанц.

Правда, идеологи «дорожной карты» сетуют на рамочный характер принятого документа. К примеру, рабочая группа АСИ предлагала установить особый налоговый режим для объектов сдачи в аренду, усилить правовую защиту арендаторов, освободить деятельность по сдаче в аренду от имущественного или земельного налога и установить, что гособязательства перед отдельными гражданами по обеспечению жильем осуществляются путем предоставления его в аренду с социальной дотацией. Но в последнем варианте, вышедшем из кабинетов Белого дома, говорится лишь о необходимости «утверждения комплекса мер, направленных на развитие рынка арендного жилья».

По данным РБК Daily (Новости, rbc)

 

Olekseev - Бизнес